Итак, у мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других ― любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу. А забота, в свою очередь, ― это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота ― это активная разновидность любви. Заботиться ― значит интересоваться и проникаться жизнью малыша.
Психологи все же отмечают, что основная разница заключается на расставленных акцентах. В мальчике надо воспитывать ответственность за общество, за свою будущую жену, за своих будущих детей и увеличивать в целом силу разума, силу познания, силу навыка, то есть воспитывать положительные качества, связанные с ответственностью. Воспитание девочки ― это дать ей понимание значимости: что такое семья, зачем она нужна, чтобы она ориентировалась во всех семейных делах и семейных отношениях, как рыба в воде. Как ни крути, мужчина ― это добытчик, а женщина ― хранительница очага.
Специалистами отмечается, что у мальчиков и девочек несколько различается физиологическая сторона восприятия: девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение и поглаживание. Их игры чаще опираются на ближнее зрение. Они раскладывают перед собой свои «богатства»: кукол, тряпочки ― и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегут друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное пространство. То есть для полноценного психического развития мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам.
Для мальчиков очень важно, чтооценивается в их деятельности, а длядевочек ― кто их оценивает и как. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа «я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь проиграть свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, и при этом у них активизируются все отделы мозга.
Мамам, няням, воспитательницам и впоследствии учительницам трудно понять эту сторону жизни мальчика ― они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен. И чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит.
Мальчик и девочка ― это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растет дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придется начинать с нуля, и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придется в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
А в завершение хочется отметить, что воспитание ― это сложная наука, а не просто приказ что-то сделать. И вне зависимости от пола ребенок всегда склонен идти за тем, кто обладает хорошими качествами.
Советы специалиста
Короткие выдержки из книги «Мальчики и девочки ― два разных мира» В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман.
- Никогда не сравнивайте разнополых детей и не ставьте одних в пример другим.
- Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора. Время подумать самим.
- Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от нее требуется.
- Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.
- Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чем она не права, а высказывать все и сразу не спешите.
- Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать.
- Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.
Мифы об особенностях воспитания
- Утверждение
Девочки более послушны, чем мальчики. - Ответ
В раннем детстве девочки действительно более послушны.
- Утверждение
Девочки лучше относятся к природе. - Ответ
Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе больше склонны заботиться о животных, растениях, разве что в возрасте 6–9 лет.
- Утверждение
Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят логичнее. - Ответ
Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.
- Утверждение
Мальчики испытывают большее желание отличиться. - Ответ
До 10–12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Позднее девочки более целенаправленны, они больше чем мальчики думают о будущем.
- Утверждение
Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание. - Ответ
Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого детства их учат, что мужчина не должен плакать.
- Утверждение
Мальчики лучше ориентируются в пространстве. - Ответ
До наступления половой зрелости разницы между мальчиками и девочками нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.
- Утверждение
Девочки менее активны. - Ответ
Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и явно выражено (в драках, например). В то же время девочки менее шумные, но не менее целенаправленные.
- Утверждение
Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей. - Ответ
Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию, а мальчики собираются в более крупные группы. Это положение вещей остается и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.
- Утверждение
Девочки более ласковы. - Ответ
До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики нуждаются в ласковом обращении.
- Утверждение
Девочки легче попадают под чужое влияние. - Ответ
Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.
- Утверждение
Мальчики более предприимчивы. - Ответ
В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.
- Утверждение
Девочки более трусливы. - Ответ
Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.
- Утверждение
Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. - Ответ
Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.